Ученая степень | Кандидат филологических наук |
Ученое звание | Доцент |
Количество опубликованных научных работ | 169 |
Количество опубликованных учебно-методических работ | 42 |
Преподаваемые дисциплины | Историческая грамматика русского языка. Практический курс современного чешского языка. Славянское лингвострановедение. Современные славянские языки в типологическом и сопоставительном плане.Актуальные проблемы современной славистики. Языковая картина мира славянских нродов. |
Дата рождения | 26.07.1946 |
Дата защиты диссертации | 20.02.1974 |
Тема кандидатской диссертации | Грамматическое развертывание высказываний в современном русском литературном языке (на материале художественного и научного стилей) |
Область научных интересов | История русского языка, исторический синтаксис русского языка – проблема синтаксического синкретизма, тенденции развития русского синтаксиса, синтаксическая типология современных славянских языков, сопоставительные исследования в русском и чешском языках |
Основные из опубликованных научных работ | 1. Рылов С.А. Синтаксический синкретизм как предмет исторической славянской синтактологии. Глава 9 коллективной монографии// Теоретические и прикладные аспекты лингвистической синкретологии: Монография/ Отв. ред. Л. Воборил. – Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2015. – s. 153 – 166. 2. Рылов С.А. Синтаксическая организация речи в новгородской первой летописи старшего извода: структурно-функциональный аспект // Российское славяноведение в начале XXI века: задачи и перспективы развития. Мат-лы Всеросс. совещания славистов. – М., Институт славяноведения РАН, 2005. – С. 310 – 319. 3. Rylov, S. Srovnávací slovanská syntaktologie a konfrontační analýza jednoduché věty češtiny a ruštiny // Čeština jako cizí jazyk VIII. Sborník příspěvků z VIII. mezinárodního sympozia o češtině jako cizím jazyku. – Praha: Unoverzita Karlova v Praze, 2016. – S. 145 – 154. 5. Рылов С.А. Когнитивный подход в сопоставительной славянской синтактологии (на материале русского и чешского языков)// Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. С. 536-541. 6 . Рылов С.А. Научные идеи профессора Н. Д. Русинова и лингвистика XXI века // Русский язык в славянском мире: история и современность Сборник научных статей Международной научной онлайн-конференции, посвященной памяти известного лингвиста, исследователя истории русского языка Н.Д. Русинова и 45-летию основания им кафедры истории русского языка и сравнительного славянского языкознания. под ред. И.Ю. Абрамовой. Нижний Новгород, 2018. С.5-12. 7.Рылов С.А. Когнитивное содержание терминов-наименований понятия «предложение» в русской грамматической традиции// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.Серия: Социальные науки. №3. Нижний Новгород,2021. С. 181-187. 8.Рылов С.А. Когнитивное содержание чешской грамматической терминологии на фоне русской// Когнитивные исследования языка. Выпуск №3 (46). 2021. С. 869-873. 9. Rylov S.A. Innovative changes in the strukture of word combinations and sentences in the Russian language of the end of the XX- the XXI century//Current issues of the Russian language teaching XIII. 2020. P. 379-385. 10. Рылов С.А. Активные процессы в современном русском синтаксисе (на материале медиатекстов)//Активные процессы в современном русском языке: Национальное и интернациональное.М.: Изд-во «Флинта», 2021. С. 700-710. 11. Рылов С.А. Синкретичные синтаксические конструкции в древнерусской речи XII-XIII веков: опыт систематизации// Язык и ментальность в диахронии. Сб. Научных трудов. Владимир: Изд-во Владимирского госун-та, 2022. С. 112-129. 12. Рылов С.А. Синтаксическая типология современных славянских языков: чешское простое предложение в сопоставлении с русским// Česká a slovenská slavistická komparatistika a wollmanovská tradice. Brno: Česká asociace slavistů, 2022. S. 189-207- |
Основные из опубликованных учебно-методических работ |
1. Рылов С.А. Социокультурный подход в славистической подготовке филологов-русистов (из опыта преподавания чешского языка) // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: Мат-лы II Всеросийской научно-практической конф-ии. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. гос. педаг. ун-та, 2009. – С. 129 – 135. 2. Рылов С.А. Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2011. – 54 с. 3. Рылов С.А. Чешский и русский языки: сопоставительный лингвистический портрет. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 34 с. Фонд образовательных электронных ресурсов (компьютерных изданий) ННГУ, рег. Номер 1171.16.09. 4. Лингвистическая типология современных славянских языков: учебно-методическое пособие.- Нижний Новгород: ННГУ, 2021.- 58 с. Фонд образовательных электронных ресурсов ННГУ, рег. Номер 2756.21.09. 5. Синтаксис в университетском преподавании чешского языка как иностранного: сопоставительный подход//Славянский сборник. М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, МАКС Пресс, 2019, с. 309-313. |
Повышение квалификации | 1. Стажировка на курсах методики преподавания чешского языка как иностранного (интенсив) “Metodické setkání k výuce češtiny jako cizího jazyka”, Univerzita Karlova v Praze, Ústav jazykové a odborné přípravy (Чешская республика), июнь 2012 г., объем – 30 час. 2. Повышение квалификации в области организации магистратуры на философском факультете Масарикова университета г. Брно (Чешская республика), –ноябрь – декабрь 2014 г., кол-во часов – 40. 3. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе “Электронная информационно-образовательная среда вуза”, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, февраль – апрель 2017, объем – 72 час. 4. Стажировка на Летней школе славистики при философском факультете Карлова университета в Праге (Чешская республика), июль – август 2017 г., объем – 120 ч. 5. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оказание первой медицинской помощи» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018 г.) 6. Дополнительная профессиональная программа «Современные методы в филологии» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского), 2018 г. – 72 часа. 7. Дополнительная профессиональная программа «Дистанционные образовательные технологии (ННГУ), 2020 г. – 36 час. 8. Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда вуза», ННГУ,2021- 72 час. 9. Дополнительная профессиональная программа «Когнитивные подходы и решения в контексте глобальных перемен: язык, мышление, коммуникация», НГЛУ, 2021 — 36 час. 10. Профессиональная переподготовка по программе «Методика преподавания славянских языков, литературы и культуры», ННГУ, 2021. – 72 час. 2022 год: 11.«Основы использования информационных систем и управление данными», 40 ч. (НГТУ им.Р.Е.Алексеева) «Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде», 16 ч. (НГТУ им.Р.Е.Алексеева) «Русское национальное сознание и межкультурная коммуникация: лингвистический и политико-культурный аспекты», 22 ч. (ННГУ им.Н.И.Лобачевского) 2023 год: Оказание первой помощи (базовый курс), 16 ч., (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) |
С. А. Рылов окончил историко-филологический факультет Горьковского университета в 1969 г. с отличием по специальности “прикладная лингвистика”.
Руководитель программ обмена студентами с Масариковым университетом в г. Брно и Остравским университетом (Чешская республика). Член редакционного Совета рецензируемого журнала Opera Slavica. Slavistické rozhledy – Брно, Чешская республика. |